Готовность ребёнка к школе
Обязательно ли присутствие ребёнка при записи его в 1-ый класс?
Во
время записи в 1-ый класс желательно присутствие ребенка. Первое
знакомство с будущим первоклассником поможет определить его мотивацию к
обучению.
Для чего проводится собеседование с родителями при записи ребенка в школу?
На собеседовании с родителями будущих первоклассников им даются рекомендации:
- по выбору системы обучения;
- по подготовке ребёнка к началу обучения;
- по получению консультаций (в случае необходимости) с узкими специалистами: логопедом, психологом, неврологом;
- по выбору альтернативной формы обучения.
Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?
Личностная готовность-
ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не
внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить
новые знания.
Интеллектуальная готовность–
наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям.
Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
-
Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия
разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в
группы по общим существенным признакам).
- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
-
Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному
запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /
слово-картинка либо слово-ситуация /).
Социально-психологическая готовность:
-
Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и
необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых
знаний).
-
Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в
контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций
общения, признаёт авторитет взрослых).
- Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
Физиологическая готовность–
уровень физиологического развития, уровень биологического развития,
состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических
функций:
- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).
- Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
-
Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в
тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно
воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика.
Вот
некоторые задания и методические рекомендации из педагогической
диагностики (разработали сотрудники Центра начального обучения РАО
Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Евдокимова А.О. и Кузнецова М.И.).
Задание 1
Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Условия выполнения задания: Задание выполняется на
клетчатом листе. Предварительно в центре листа необходимо одну клетку
закрасить черным цветом. Для работы детям нужны красный, синий, зеленый и
желтый карандаши.
Текст задания: Ребята, найдите на клетчатом поле чёрную клеточку.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3.
Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, и
через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».
Оценка выполнения задания:
0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.
1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.
2 балла — выполнены верно два или три пункта задания.
3 балла — все пункты задания выполнены верно.
Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание 2
Цель:
выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при
умении правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к
соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе.
Текст задания: Здесь вы будете выполнять следующее задание. Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.
1.
В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей
дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей
дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)
2.
В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте
столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи
можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
3 балла — обе задачи выполнены верно.
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- уметь чётко произносить все звуки речи
- уметь интонационно выделять звук в словах
- уметь выделять заданный звук в потоке речи
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
- уметь произносить слова по слогам
- уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово
и т.д.
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)
- уметь составлять несколько предложений о предмете
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
- уметь наизусть читать любимые стихотворения
- знать автора прочитанного стихотворения
- уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:
- знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
- уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
- знать знаки +, -, =,<, >.
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)
- уметь соотносить цифру и число предметов
- уметь сравнивать 2 группы предметов
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
- уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
-
уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей
местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их
отличительные признаки
- уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …)
- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…)
-
иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень –
жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …)
- знать 1-2-3 комнатных растения
- знать названия 12 месяцев года
- знать названия всех дней недели
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:
- в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
- полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
- знать правила поведения в общественных местах и на улице. |